В профессиональном сообществе существует множество домыслов и путаницы относительно законности выполнения средним медицинским персоналом инъекционных процедур. Особенно часто непонимание возникает в отношении плазмолифтинга (PRP).
Многие медсёстры с сожалением отказываются от выполнения этой популярной и доходной процедуры, думая, что, официально они доступны только врачам.
Мы изучили все законодательные документы и разъяснения по этому вопросу и с уверенностью заявляем: закон разрешает среднему мед. персоналу оказывать услугу плазмолифтинга.
Разрешено всё, что не запрещено.
Все «кухонные споры» прекращает приказ Минздравсоцразвития № 381н. Он утверждает Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю ''косметология'' – то есть регулирует всю сферу красоты, включая инъекционную косметологию, к которой относится и плазмолифтинг.
Цитируем:
«Средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача-косметолога».
А врач-косметолог «назначает медицинские процедуры для выполнения средним медицинским персоналом».
Вот и все разъяснения Минздрава, применимые к инъекционной косметологии. Ни запретов, ни уточнений (одним колоть можно, а другим нельзя) в документе нет.
Тот же приказ устанавливает требования к квалификации среднего мед. персонала, работающего в индустрии красоты: обучение по программе Сестринское дело в косметологии в объеме 288 часов, чтобы получить базовые знания в области косметологии.
Так что медсёстры могут выполнять процедуру плазмолифтинга. Если предварительно пациент побывал у врача и получил соответствующее назначение. И если медсестра закончила курсы «сестринская косметология».
А можно ли обучать средний мед. персонал плазмолифтингу?
Это ещё один распространённый миф: мол, учебные заведения в жажде наживы набирают медсестёр на курсы плазмолифтинга, хотя обучать их этой методике не имеют право.Какие-то учреждения, возможно, и правда, не имеют.
Но тут всё просто.
Сначала смотрим в закон об образовании:
«Учебное заведение может обучать слушателей согласно своей лицензии и приложению к ней.»
Дальше смотрим в лицензию и приложение к ней (учебное заведение, в котором вы планируете учиться, должно предоставить эти документы по вашей просьбе.)
В приложении к лицензии Дома Русской Косметики указано два уровня образования: «Дополнительное образование» и «Дополнительное образование детей и взрослых». Согласно закону об образовании в эти уровни попадают все программы повышения квалификации, к которым относится, среди прочего, и обучение плазмолифтингу (PRP-технологии).
А точно ли плазмолифтинг попадает под категорию инъекций?
Может показаться, что плазмолифтинг (PRP-технология) сложнее обычных инъекционных процедур. Ведь прежде чем перейти к уколам, нужно выделить из крови пациента тромбоцитарную плазму. Звучит пугающе.
В действительности, это довольно простая манипуляция (разумеется, для того, который прошёл обучение плазмолифтингу (PRP-технологии) в Москве или любом другом городе). Отделением плазмы занимается специальная центрифуга. Косметологу нужно только взять кровь у пациента (этому учат в любом медучилище), поместить её в аппарат и через несколько минут забрать готовый материал для инъекций.
Но ясности в отношении процедуры плазмолифтинга в законодательстве, действительно, нет, - объясняет проректор Дома Русской Косметики Анна Сикорская. Методика (разработанная, кстати, российскими учёными) существует, о ней пишут в научных журналах и применяют во всём мире. (В США, например, плазмолифтинг сейчас хит косметологии!). Но в официальном перечне медицинских услуг Минздрава РФ пункта, который бы точно соответствовал процедуре «плазмолифтинг» нет. И тогда не понятно – можно ли вообще относить её к медицинским услугам. И предлагать пациентам.
На помощь приходит официальное разъяснение Минздравсоцразвития, данное в рамках расследования дела о нарушении антимонопольного законодательства в г. Тамбов.
В нём сообщается, что:
«Процедура плазмотерапии (плазмолифтинг) представляет собой внутрикожные инъекции «плазменного концентрата»… Технически изложенный процесс ничем не отличается от процедур мезотерапии и биоревитализации… Учитывая, что взятие крови у пациента при процедуре плазмотерапии (плазмолифтинге) … относится к простым медицинским услугам, то соответственно процедура плазмотерапии (плазмолифтинга) является медицинской услугой, поскольку представляет собой совокупность простых медицинских услуг.»
Из этого важного пояснения становится понятно, что во-первых, Минздрав признаёт плазмотерапию как таковую. Во-вторых, чтобы прейскурант салона или клиники соответствовал «Номенклатуре медицинских услуг», нужно вслед за Минздравом разделить процедуру плазмолифтинга на две: взятие крови и внутрикожные инъекции.
И после этого ответ на вопрос «может ли медсестра выполнять плазмолифтинг» становится ещё более очевидным. Да!