22 октября Минздрав вынес свой вердикт: да, могут. Подробнее о борьбе Лиги за свободу мастеров перманентного макияжа - в нашем материале.
Самое главное в ответе Минздрава:
В соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по предоставлению бытовых косметических услуг», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 22.12.2014 № 1069н, выделена обобщенная трудовая функция предоставление услуг по косметическому татуажу, содержащая следующие трудовые функции:
· выполнение перманентного макияжа бровей, век и губ;
· выполнение камуфляжного татуажа рубцов, шрамов, морщин, растяжек;
· выполнение художественной татуировки.
Таким образом, по мнению Департамента, в организациях, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, могут оказываться услуги по косметическому татуажу с использованием парфюмерно-косметических средств немедицинским персоналом, а в медицинских организациях (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности) могут оказываться услуги по дермапигментации медицинским персоналом.
Слово директору «Лиги» Виталию Охотенко
Для чего вы обратились в Минздрав за подтверждением того, что перманентный макияж не является медицинской услугой?
– Мы обратились в Минздрав для того, чтобы получить официальный документ, подтверждающий тот факт, что услуги мастеров по перманентному макияжу относятся к бытовым. Это важно, так как у некоторых мастеров надзорные органы требуют лицензии на оказание медицинских услуг. Это неправомерно, однако в некоторых случаях в судах выносятся решения не в пользу специалистов по «перманенту». Дело в том, что служители закона часто несправедливо и без аргументов отождествляют перманентный макияж с дермопигментацией, которая присутствует в Номенклатуре медицинских услуг. При этом дермопигментация — это просто строчка в Номенклатуре.
Чего вы добились ответом Минздрава?
– Это письмо Минздрава не является нормативным актом, но подтверждает, что министерство признает наличие наших стандартов на косметические услуги и не оспаривает их. Этот документ поможет мастерам по «перманенту» в урегулировании вопросов с надзорными органами. Хочу отметить, что никакого нового решения Минздрав не принимал. Перманентный макияж всегда относился к бытовым услугам.
Какие документы регулируют деятельность мастеров по «перманенту»?
– Для оказания услуг по перманентному макияжу создано правовое поле, состоящее из следующих документов.
· Общероссийский классификатор услуг населению ОКУН-93. В него косметический татуаж внесен под номером 019338 в разделе «Бытовые услуги».
· СанПиН-2010 для предприятий коммунально-бытового назначения. Содержит правила и нормативы для татуажа.
· Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55700-2013 «Услуги бытовые. Косметический татуаж. Общие требования». Документ подтверждает тот факт, что перманентный макияж является косметической услугой.
· Профессиональный стандарт «Специалист по предоставлению бытовых косметических услуг». Вводит профессии мастер косметического татуажа, мастер перманентного макияжа и мастер художественной татуировки.
Если есть вся правовая база, почему же некоторые мастера проигрывают дела?
– Потому что большинство мастеров по перманентному макияжу не знают эту самую правовую базу по организации предоставления косметических услуг и не хотят ее изучать.
В первую очередь, это касается документирования отношений с клиентами, правовая подготовка которых находится на более высоком уровне. Клиенты, которых не устраивают работы мастеров, не просто идут все исправлять, но и пишут жалобы в Роспотребнадзор и подают иски в суды. Если же при этом мастер не заключил договор с клиентом и не прикрепил к документу информированное согласие, то суд однозначно проигран.
И еще момент. В некоторых случаях мастера, у которых конкурирующие стороны в судах требовали наличие медицинской лицензии (что совершенно неправомерно), сами соглашались с тем, что перманентный макияж — не бытовая, а медицинская услуга.
Отмечу также, что многие проигравшие дела мастера просто не хотели разбираться в правовых аспектах деятельности, не приглашали на суды адвокатов и не были членами нашей Лиги, специалисты которой могут подготовить защитников и объяснить им, как правильно доказать правду.